«Профилактика девиантного поведения подростков»МБОУ «СОШ №1 с. Рошни-Чу им. А. Ш. Бексултанова»

21.11.2025

Продолжительность: 45–60 минутУчастники: классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, родители учащихся

1. Организационный момент (2–3 минуты)

Классный руководитель:

— Уважаемые родители! Сегодня мы проводим собрание, посвящённое важной теме — девиантное поведение подростков и его профилактика.Подростковый период является сложным и эмоционально насыщенным, поэтому важно вовремя распознавать тревожные сигналы и совместно работать над их предупреждением.Цель нашей встречи — дать вам полное понимание причин и проявлений девиантного поведения, а также обсудить меры профилактики со стороны школы и семьи.

2. Введение в тему: что такое девиантное поведение? (5 минут)

Психолог объясняет:

– Девиантное поведение — это устойчивые формы поведения подростка, отклоняющиеся от норм и правил, принятых в обществе.– Чаще всего девиантные проявления возникают на фоне эмоциональных, поведенческих или социальных трудностей.– Формы девиантного поведения у подростков:• агрессия, конфликтность• прогулы, нарушение дисциплины• рискованное или импульсивное поведение• аддиктивное поведение (гаджеты, интернет, ПАВ — обсуждается без конкретики)• уход из дома, избегание общения• замкнутость, изоляция от сверстников• участие в негативных группах влияния.

3. Причины девиантного поведения (7–10 минут)

1. Психологические факторы

– повышенная тревожность– эмоциональная нестабильность– импульсивность– низкая самооценка– школьные трудности– дефицит навыков общения

2. Семейные факторы

– недостаток внимания и поддержки– чрезмерная строгость или, наоборот, отсутствие границ– конфликты в семье– непоследовательность требований– отсутствие совместного досуга

3. Социальные факторы

– давление компании– влияние интернета и социальных сетей– отсутствие позитивных примеров– низкая мотивация к учёбе и саморазвитию– травля (буллинг) со стороны сверстников

Психолог:— Девиантное поведение — это не «плохой ребёнок», а ребёнок, испытывающий трудности.

4. Признаки, которые должны насторожить родителей (5–7 минут)

Классный руководитель перечисляет:

– резкие изменения настроения– агрессия или, наоборот, полный уход в себя– потеря интереса к учебе, кружкам– частые конфликты со сверстниками– тайность, избегание разговоров– резкая смена компании– нарушения режима дня– постоянное пребывание в интернете– протестное поведение, импульсивные поступки

При появлении нескольких признаков важно не игнорировать проблему.

5. Работа школы по профилактике девиантного поведения (5–7 минут)

Социальный педагог или психолог рассказывает:

– Проведение социально-психологического тестирования– Работа со «группой внимания»– Индивидуальные беседы и психологическое сопровождение– Тематические классные часы по эмоциональной регуляции, коммуникации, безопасному поведению– Сотрудничество с семьями– Контроль посещаемости и учебной мотивации– Вовлечение учащихся в спортивные, культурные и внеурочные мероприятия– Формирование позитивного класса, профилактика буллинга

6. Действия родителей: рекомендации (10 минут)

Психолог даёт практические советы:

1. Разговаривайте каждый день.

Интересуйтесь не только учебой, но и эмоциями, окружением, переживаниями.

2. Будьте источником поддержки.

Не критикуйте — обсуждайте, объясняйте, помогайте.

3. Создавайте безопасный эмоциональный климат.

Ребёнок должен чувствовать спокойствие дома.

4. Определяйте правила.

Подросткам нужны границы, но без подавления и чрезмерного контроля.

5. Контролируйте цифровое пространство.

Время в интернете, контент, безопасные настройки — без давления, но с ответственностью.

6. Подавайте личный пример.

Спокойное общение, уважение, умение договариваться.

7. Поддерживайте интересы ребёнка.

Спорт, кружки, занятия — лучший способ самореализации и профилактики.

8. Сотрудничайте со школой.

Не скрывайте проблемы, приходите на консультации, откликайтесь на рекомендации специалистов.

7. Обсуждение и ответы на вопросы родителей (5–10 минут)

Тема открыта для диалога.Родители могут задать вопросы, привести примеры, попросить консультацию.

8. Подведение итогов (2–3 минуты)

Классный руководитель:

— Девиантное поведение — это сигнал, что ребёнку нужна помощь, внимание и участие взрослых.Вовремя заметив изменения, мы можем предотвратить серьёзные трудности.Благодарю вас за участие, активность и сотрудничество.При необходимости вы всегда можете обратиться к психологу или классному руководителю.